Московская область, г. Электросталь Строительный переулок дом 9 офис 141
+7 (977) 970-67-59

пн-пт с 10:00 до 18:00

Страхование ответственности транспортно-экспедиторской компании

24 июля 2013

Если экспедитор простой посредник и его роль заключается исключительно в организации процесса транспортировки, то в такой ситуации он не имеет прямого отношения к грузу и работает исключительно с документами, поэтому экспедитор не может нести ответственность за сохранность груза. Если же экспедитор принял на себя функции договорного перевозчика и выдал клиенту соответствующий документ, например коносамент ФИАТА, то в этой ситуации наступает ответственность экспедитора за сохранность перевозимого груза. Итак, клиенту нередко даже не очень и ясно, каковы они, гарантии, ибо он не всегда четко понимает, в какой именно роли перед ним выступает экспедитор. Однако знание того, что партнер сможет в случае недостачи, порчи или хищения груза при перевозке компенсировать понесенный ущерб с помощью страховой фирмы, предаёт клиенту уверенность в целесообразности работы с конкретной экспедиторской компанией. При этом мы должны помнить, что ни один из существующих российских отраслевых уставов и кодексов, ни международные правовые нормы не обязывают фактического перевозчика, договорного перевозчика (он же мультимодальный транспортный оператор, МТО) или экспедитора страховать свою ответственность сохранности перевозимого груза. Размер и ограничения (если таковые предусмотрены) ответственности российскими законами и международными конвенциями предусмотрены, а вот обязательность страхования – нет. Однако на морском и воздушном транспорте достаточно давно сформировался обычай страховать свою ответственность сохранности перевозимого груза. Этот обычай вошел в практику настолько прочно, что, по мнению известного американского транспортного адвоката Томаса И. Джонсона сегодня в мире имеют такую страховку примерно 95% морских судов и почти 99% воздушных занимающихся грузоперевозками на постоянной основе. В целом ряде крупных торговых портов существуют внутренние правила, согласно которым погрузка прибывшего в порт судна будет разрешена только после предъявления страхового полиса покрывающего риск утраты и/или повреждения груза. Практически аналогичным образом развивается ситуация на внутреннем водном транспорте Европы. Таким образом, мы видим, что морские и авиационные грузовые перевозчики фактически не могут осуществлять свою деятельность, не имея страхового покрытия ответственности за сохранность перевозимого груза.

Когда ситуация с перевозчиками стала более менее ясной, настала необходимость разобраться со страхованием в транспортно-экспедиторской отрасли в целом. Здесь всё не просто. Начнем с того, что Федеральный Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» в ст. 7 требует полного возмещения экспедитором ущерба, вызванного несохранной перевозкой. Из положений главы вытекает, что экспедитор, в случае утраты или повреждения груза, помимо возмещения реального ущерба по грузу и вознаграждения за неисполненную услугу, обязан возместить клиенту также и упущенную выгоду (п. 3 и 4). Данное обстоятельство превращает экспедитора из посредника в лицо, участвующее даже не в перевозке, а в коммерческой деятельности по купле-продаже товара! Это полный нонсенс, подобного положения нет в законодательстве о транспортной экспедиции ни одной страны мира

В то же время Закон содержит ограничение ответственности транспортного экспедитора. Причем уровни ограничения ответственности при оказании услуг связанных с выполнением международной перевозки и внутренней значительно отличаются друг от друга. При организации внутренней перевозки экспедитор должен доказать, что нарушение обязательств вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки. В этом случае его ответственность перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором несет ответственность перевозчик. Однако перевозчик не является стороной договора транспортной экспедиции, а экспедитор договора перевозки. Если перевозчик нарушает условия договора перевозки, то он несет ответственность перед второй стороной договора перевозки – отправителем, в ряде случаев - получателем. И только. Поэтому де-юре нести ответственность перед экспедитором перевозчик никак не может. Таким образом, на деле никаких ограничений материальной ответственности экспедитора даже теоретически быть не может.

Итак, российским законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедиторская компания фактически поставлена в условия, когда не может не страховать свою ответственность по определению: клиент (на совершенно законном основании) требует гарантии сохранности груза, а перевозчик практически ее не гарантирует. Сохранить же груз в последнее время становится все сложнее и сложнее. Дело в том, что заметно ухудшилась криминогенная обстановка на дорогах. Достаточно сказать, что даже в Москве, не говоря уже о регионах, участились случаи разбойного нападения в дневное время на водителей большегрузных автомобилей с целью похищения груза. Не составляют исключение и преступления, связанные с угоном загруженных автотранспортных средств, завладение грузом мошенническим путем, когда злоумышленники работают по поддельным документам. Учитывая тот факт, что стоимость доставляемых грузов не сопоставима с финансовыми возможностями того или иного экспедитора, последний стремится найти надежного партнера среди страховых фирм.

Как массовая услуга страхование экспедиторской ответственности при перевозках по территории России появилась сравнительно недавно, не более 13-15 лет тому назад. И далеко не все страховые компании имеют опыт в таком деле. Вот почему многие страховые агенты или менеджеры по продажам услуг компаний-страховщиков часто плохо себе представляют, что означает страхование ответственности экспедитора, сбиваясь в дискуссиях и переговорах на страхование перевозки или страхование перевозимого груза. Звучит очень похоже, но это страхование совершенно разных видов ответственности. В первом случае это страхование ответственности перевозчика, а во втором – грузовладельца.

Однако огромное желание заполучить транспортно-экспедиторскую компанию в качестве клиента с соответствующей выплатой единовременной страховой премии толкает упомянутых агентов на любые, подчас не корректные, обещания ради достижения своей цели. В этой связи следует понимать разницу: страховой случай при страховании груза наступает, если доказано, что с грузом что-то произошло. Здесь возникает вопрос о том, кто имеет право зафиксировать и подтвердить этот самый момент. В случаях с мошенническим завладением грузом или в случаях разбойного нападения, безусловно, следует обращаться в подразделения криминальной милиции МВД, в случаях дорожно-транспортного происшествия в подразделения ГИБДД. Все происшествия на железнодорожном транспорте должны оформляться коммерческими актами установленной формы. Коммерческими актами оформляются все проблемы с перевозимым грузом на воздушном, внутреннем водном и автомобильном видах транспорта. Но поскольку экспедитор не является стороной договора перевозки, то он лишен возможности требовать от перевозчика составления и выдачи коммерческого акта. Поэтому ему необходимо взять доверенность от лица правомочного распоряжаться грузом на представление интересов этого лица при составлении коммерческого акта. В любом случае эта процедура становится довольно сложной и растягивается по времени. Очень часто в правилах страхования, которые экспедитор получает у страховой компании вместе с полисом, подтверждением преступного завладения грузом служит возбуждение уголовного дела. Именно возбуждение, а не сам факт обращения в правоохранительные органы. Поэтому если страховщик на словах говорит о выплате возмещения по справке в случае обращения в органы МВД – это, скорее всего, неправда, поскольку их правила страхования требуют именно факта возбуждения уголовного дела, добиться чего не всегда просто. Подобные преступления очень трудно раскрываются, а иметь нераскрытые преступления в своей отчетности ни одно подразделение МВД не хочет.

Следует помнить, что именно в страховой компании, как нигде, проявляется диалектический закон единства и борьбы противоположностей. Любую такую фирму по функциональной направленности ее деятельности фигурально можно представить как здание с чёрным входом. Фасад представляет собой сверкающие зеркальные витрины с золотым обрамлением, а тыльная часть - ощетинившуюся долговременную огневую точку. Первая составляющая - это улыбчивые агенты и руководители отделов продаж страховых услуг, вторая - отделы экспертиз по страховым возмещениям и юристы компаний. Не забывайте, что юристы у страховых компаний обычно очень высокие профессионалы, заточенные на минимизацию расходов своей фирмы, в том числе и на страховые выплаты. Объективно все понятно, ни одна страховая компания не стремится увеличить свои убытки за счет страховых выплат.

Как правило, страховые агенты, рекламируя свою фирму, в качестве аргумента приводят рейтинг компании, регулярно публикуемый в прессе. Согласно приводимым данным рейтинг составляют по величине страховой премии. Чем премия выше, тем, стало быть, больше у страховщика клиентов, а, следовательно, представительнее организация. Кроме того, позицию в рейтинге определяют и по величине выплат. Чем их больше, тем как бы надежнее страховщик. Однако любой рейтинг вещь лукавая. Судите сами.

Может возникнуть вопрос: вероятно, у некоторых страховых фирм просто нет страховых случаев? С этим трудно согласиться, что подтверждает реальная ситуация на дорогах, а опыт страхования экспедиторской ответственности показал, что отдельные страховые компании при наступлении страховых случаев делают всё возможное, и невозможное, чтобы не производить страховые возмещения, изыскивая любые возможности для того, чтобы избежать исполнения своих обязательств по заключенным договорам.

Итак, мы понимаем, что надо быть особенно внимательным при выстраивании отношений со страховой фирмой. Где? Прежде всего - при составлении и заключении договоров на добровольное страхование экспедиторской ответственности.

Очевидно, что до того как приступить к работе над договором, следует поинтересоваться, а есть ли у компании лицензия на страхование экспедиторской ответственности. Некоторые из них, предлагая подобный вид страховых услуг, иногда такого разрешения не имеют, и либо пытаются предложить взамен лицензию на страхование грузов, либо получают разрешение уже после заключения договора. И если страхователь не спросит, не всякий страховщик сочтет нужным проинформировать, что именно конкретный вид страхования в данный момент невозможен. В практике перевозочного и экспедиторского бизнеса известны случаи, когда солидная страховая компания подписывает договор на страхование ответственности, а потом отказывает в выплате страхового возмещения по причине отсутствия лицензии на такой вид деятельности. А заключенный ранее договор предлагают считать ошибкой сотрудника, так называемый «эксцесс исполнителя». Варианты договоров на добровольное страхование гражданской ответственности экспедитора, предлагаемые различными страховыми компаниями, предусматривают страхование тех рисков, избежать которых транспортно-экспедиторская компания заинтересована прежде всего.

В частности, это следующие риски:

  • физическая гибель или повреждение грузов в процессе перевозки; 
  • утрата груза или его части при транспортировке и временном хранении; 
  • кража, грабеж, разбой и другие противоправные действия третьей стороны, пропажа транспортного средства без вести; 
  • утеря контейнера, принадлежащего третьему лицу; 
  • засылка контейнера в неизвестном направлении; 
  • неправильная засылка груза, а также выдача груза неправомочному лицу представителями перевозчика при условии, что страхователь получил от грузовладельца и передал перевозчику точный адрес доставки груза для нахождения адреса и идентификации грузополучателя.

В то же время согласно предлагаемому страховыми компаниями стандартному страховому договору событие не признают страховым случаем, если:

  • претензия третьего лица (грузовладельца) связана с недостачей груза, если последний прибыл с неповрежденными (без следов вскрытия) пломбами грузоотправителя, установленными на транспортном средстве (полуприцепе, контейнере); 
  • предмет претензии - нарушение экспедитором порядка приема-сдачи груза; 
  • убытки возникли вследствие умышленных действий (бездействия) страхователя, направленных на причинение вреда.

Под умышленным вредом понимают совершение страхователем сознательного действия или его бездействие, когда с достаточно большой долей вероятности можно ожидать наступление убытка. Казалось бы, все должно устраивать транспортно-экспедиторскую компанию в условиях договора страхования, однако именно здесь-то и таится опасность.

Так, например, во многих договорах страхования есть положение, согласно которому страхователь (экспедитор) не имеет права принимать претензии третьего лица (читай - клиента) при отсутствии письменного заключения страховщика касательно обоснованности предъявленной претензии. Причем срок предоставления такого заключения страховщиком не определен. При этом почему-то «забывается», что предъявление претензии экспедитору есть прямое право и обязанность клиента закрепленное положением закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». Нам известен случай, когда в течение четырех месяцев страховая компания не выносила ни положительного, ни отрицательного решения о выплате по факту хищения груза, ссылаясь на то, что эксперт, выносящий вердикт, в данный момент отсутствует, болен, находится в командировке, а он и только он имеет соответствующие полномочия. Что означает для экспедитора невозмещение клиенту его ущерба при такой неопределенности? Это, во-первых, потеря клиента; во-вторых, ярлык безответственного и непрофессионального партнёра. А теперь скажите, какой из двух вариантов способствует процветанию компании и бизнеса в целом?

Не менее удивительный случай, когда в соответствии с пунктом договора о непризнании претензии страховщиком по факту хищения груза при наличии пломбы отправителя страховщик не возмещает ущерб, даже если юридически сам факт хищения доказан. Иными словами, даже постановление о возбуждении уголовного дела по факту хищения груза из контейнера при неповрежденной пломбе, не убедительно для страховой компании.

К сожалению, в настоящее время криминал достиг такого размаха и технического совершенства, что имеют место случаи проникновения в контейнер и хищения груза без повреждения пломб. Однако это противоречит указанному положению договора страхования экспедиторской ответственности и, как следствие, приводит к отказу в страховом возмещении.

Весьма любопытен пункт, присутствующий в ряде договоров. Он гласит, что страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения, если страховой случай связан с причинением вреда имуществу третьего лица и наступил вследствие умысла страхователя, его служащих, агентов или других лиц, которых он привлекает для экспедирования. Ещё один пример из реальной практики.

Транспортно-экспедиторская фирма организовала доставку контейнера на железнодорожную станцию, расположенную в небольшом областном центре. Для чего заключила договор со станцией на терминальное обслуживание и автоперевозку до склада грузополучателя. Из этого железнодорожного контейнера было совершено хищение части груза. Следствием установлено, что водитель контейнеровоза работает в автопредприятии, фактически монопольно осуществляющем перевозки грузов с этой железнодорожной станции. Не удивительно, что такое положение вещей устраивает руководителей железнодорожной станции, ибо они имеют там вполне конкретный интерес. Также следствием выявлен факт, что водитель является сообщником преступной группы, занимающейся систематическим хищением грузов. Логическая цепочка, предложенная страховой компанией потрясающая: водитель контейнеровоза является сотрудником автопредприятия, которое связано с транспортным экспедитором рядом «очевидных последовательных договоров» (экспедитор - железнодорожная станция - автопредприятие - водитель), и тем самым представляет интересы транспортного экспедитора. Вывод: “В выплате претензии отказать”. Кстати, всё описанное выше в равной мере относится не только к российским страховым компаниям, но и иностранным тоже. Нам однажды пришлось столкнуться с уникальным и законным (!) случаем мошенничества американской страховой компании.

Научно-исследовательский центр из Сибири приобрел в Канаде современное и очень дорогостоящее оборудование для проведения экспресс-анализа моторных топлив и масел. По условиям внешнеторгового контракта товар поставлялся в Россию на условиях CIP. Следовательно, отправитель должен был застраховать груз до места назначения. Что и было сделано, а грузополучатель, ещё до прибытия груза, получил оригиналы страхового полиса, со страховым покрытием на всю требуемую сумму.

К полису прилагались правила страхования, на английском языке, из которых следовало, что вскрытие пломбы на контейнере может производиться исключительно в присутствии двух представителей страховой компании. Этих представителей получатель обязан пригласить, оплатить им дорогу до места выгрузки (авиаперелет не ниже бизнес-класса), гостиницу для проживания не менее чем на три ночи (классом не ниже 4 звёзд) и командировочные расходы. Учитывая, что ближайший офис страховой компании находится в Нью-Йорке или Сан-Франциско, то расходы на вызов представителей обошлись бы научному центру не менее чем в $25 тысяч. Администрация научного центра решила не тратить деньги на вызов представителей. Увы, но груз пришёл поврежденным. В страховом возмещении было отказано на вполне законных основаниях. Этот крайне редкий вид обмана носит название «мёртвый полис». В этой ситуации груз действительно застрахован, имеется легальный страховой полис, но получить страховое возмещение по такому полису практически не возможно т.к. страхователь выдвинул очень сложные требования.

Чтобы не попасть в подобные ситуации мы настоятельно советуем, до подписания договора страхования, самым внимательным образом изучить не только лицензию страховщика, но и содержание самого договора, и правил страхования прилагаемых к нему. Учтите, что написаны они обычно очень сложным юридическим языком. Если вы что-то не понимаете, то не стесняйтесь уточнить, а ещё лучше прибегните к услугам юристов-профессионалов, которые разъяснят вам смысл того или иного выражения. Поверьте, но затраты на услуги таких юристов окажутся копеечными по сравнению со стоимостью груза.


Архив